SELF-МЕНЕДЖМЕНТ ИЛИ 5 НАВЫКОВ УСПЕШНОГО МЕНЕДЖЕРА
Введение или что такое self-менеджмент?
«self»- это «собственная личность», «сам, лично». То есть self-менеджмент — это управление собой. Это направление отличается одновременно и целостностью и многоплановой своеобразностью. При построении и развитии личного менеджмента необходимо развитие у себя как минимум пяти достаточно ярко выделяющихся навыков успешного менеджера и обязательное применение их на практике.
ЧТО ЭТО ЗА 5 НАВЫКОВ ПО МНЕНИЮ STREKO?
Навык №1 или Навык лидерства
Точно можно сказать одно, одни люди хотят быть лидерами, а другие говорят, что не хотят. Они приводят целый перечень доводов, почему им это не нужно. Но, несмотря на это, очень любят иногда блеснуть остроумием или получить благодарность (с премией) от руководства компании за блестяще проведенную важную сделку. А любой продавец явно или еще не осознанно хочет приобрести умение управлять своими клиентами, уводить их за собой, вперед, к подписанию договора… да и вообще, людям нравятся лидеры! Поэтому этот блок является неотъемлемой частью работы над собой. Есть основные элементы лидерского стиля поведения. Давайте рассмотрим один из них – решительность. Джордж Маршалл как-то заметил, что самый важный талант менеджера — способность принимать решение. Учитывая то, как много менеджеров подвержены хронической нерешительности, можно сделать вывод, что Маршалл, вероятно, прав. Способность решать, то есть каким-то образом находить решение даже при частичном отсутствии необходимой информации (а полной информации никогда не бывает в нашем распоряжении), есть ключевой признак лидеров. И здесь важно помнить — иногда нерешительность хуже, чем неверное решение. Сталкиваясь с проблемой, переходите в нападение, не дожидайтесь, когда вы окажетесь загнанным в угол и ваши руки будут связаны. Пусть вы примете не самое лучшее решение — ситуация может повториться, и вам представится шанс найти лучший выход. К сожалению, большинство из нас боятся оказаться неправыми, поэтому принятие неверного решения нас пугает. Многие боятся показаться смешными или оказаться виновными в чем-либо, боятся критики или насмешек. Иными словами, психологические последствия ошибки могут быть более неприятными, чем практические. Иногда уклонение от принятия решения связано с боязнью совершить ошибку. Нужно научиться принимать тот факт, что все мы совершаем ошибки — много ошибок — и учимся на ошибках. На самом деле ошибки — бесценный источник силы: совершая ошибку, мы идем тем же путем, что и спортсмен, накачивающий мышцы.
№ 2 или Навык правильного планирования
Он самый простой. Главное – правильная стратегия! Если она верна, то любая удовлетворительная тактика будет успешна. Конечно, чтоб стать самым первым, надо работать больше других. Но если изначально выбор сделан правильно, то успех гарантирован. Это относится к разным сферам вашей профессиональной и личной жизни. Надо работать там, где ты можешь и хочешь стать профессионалом. Надо всегда четко определять цель и шаги ее достижения. Причем, цель должна быть конкретной (я — начальник отдела продаж), очерченной во времени (я смогу им стать за 1 год) и реальной («я стану таким же богатым, как все нефтяные шейхи вместе взятые» — это яркий пример нереальной цели человека)
№ 3 или Навык управления временем
Еще управление временем можно назвать умением расставлять приоритеты. Само слово «приоритет» содержит в себе латинскую приставку «prio», которая означает «перед, прежде». Расстановка приоритетов — это когда вы ежедневно решаете, что нужно сделать в первую очередь для того, чтобы достигнуть своих целей. Принцип Эйзенхауэра поможет вам приступать к своим задачам и работе по порядку в соответствии с расставленными приоритетами. И для этого прежде всего спросите себя: являются ли данные дела важными или срочными? Согласно принципу Парето 20% наших задач будут по всем параметрам важными. Забавно, но большинство из них также являются срочными. Исполнение важных дел приближает вас к намеченной цели. Срочные же дела переключают на себя ваше внимание, не оказывая при этом большого влияния на вашу цель. Наиболее важные дела и задачи, ведущие к успеху и достижению целей, ни в коем случае не должны отодвигаться назад под давлением дел неважных, но срочных. Однако, к сожалению, все мы имеем тенденцию начинать с второстепенных, несущественных дел, так сказать, «размениваться по мелочам». Лежащие на рабочем столе печатные бланки кажутся нам гораздо привлекательнее, чем вот уже в течение нескольких дней откладываемый нами важный проект. Поэтому обращайте в первую очередь внимание на те задачи, которые больше всего могут повлиять на ваш успех. В этом вам помогут приоритеты, а умению их правильно определять можно, при желании, научится.
№ 4 или Навык деловых переговоров
Каждый день человеку нужно общаться с коллегами по работе, клиентами, друзьями, близкими и т.д. . Возможно, с партнером вы провели не одну сделку и хорошо его знаете. Вы знаете его слабые и сильные качества, условия, в которых будут проходить переговоры. Предвидите затруднения при решении определенных проблем и представляете способы их преодоления. Некоторые вопросы вообще не следует поднимать с этим партнером. И это вы тоже знаете. Подобная информация является основой для построения определенной стратегии переговоров, т. е. выработки плана, — что и как вы будете делать на переговорах. Если вы встречаетесь на переговорах впервые, можно рассчитывать только на ту информацию, которая предварительно получена о личности партнера, о его фирме и условиях переговоров. В этом случае степень неопределенности может быть достаточно высокой. В этой ситуации вы строите гибкую стратегию, в рамках которой легче будет приспособиться к неожиданным поворотам в ходе переговоров. Есть 4 четко обозначенных переговорных стратегии. Одна из них «Выиграл — Выиграл». Эта стратегия представляет собой реализацию на практике одного из важнейших принципов человеческого взаимодействия. В условиях переговоров эта стратегия означает, что договоры и решения одинаково выгодны для всех заинтересованных лиц. В этом случае обе стороны удовлетворены решением и готовы приложить максимум усилий для его выполнения. Таким образом, стратегия «выигрыш-выигрыш» основана на осознании того, что бизнес — это прежде всего сотрудничество, а не арена борьбы. Конечно, редко когда удается сразу направить беседу в конструктивном и взаимовыгодном для обеих сторон русле. Для этого нужно понимание всего переговорного процесса и его особенностей, а также умение задавать правильные вопросы, подталкивающие собеседника к нужному для Вас решению.
№ 5 или Самомотивация
Как настроить себя на работу? Как выполнить это задание? Возможно, вы часто задаете себе эти вопросы и не находите ответа. Значит, пора заняться своей самомотивацией. Самомотивация — это способность мотивировать себя на выполнение тех дел, которые не вызывают у вас особого интереса. Это и умение заряжать себя позитивной рабочей энергией, и умение решать рабочие проблемы, не думая о них постоянно и изнурительно. Однако это ни в коем случае не должно означать, что то, что раньше для вас было рутиной, теперь вдруг стало самым интересным и любимым занятием. Задание написать определенное письмо может показаться вам неинтересным. Однако вы можете дать себе положительную мотивацию, сказав, например: «Написав это письмо, я улажу сложившиеся проблемы и извлеку из этого определенную пользу». Или: «Я докажу самому себе и окружающим, что я профессионал в своем деле, если я быстро напишу письмо и вовремя его отправлю». Если вам часто приходится заниматься неинтересными для вас вещами, то чаще обращайте внимание на подобные аспекты, из которых вы можете извлечь пользу. Это лишь один из рычагов самомотивации – умение извлекать пользу из рутины. Другой мотиватор – награда себе любимому при завершении работы. Конечно, бывает очень много работы, пугающей свои объемом, но сделав ее и получив свой «приз», вы и сами не заметите, как быстро будете браться за дела и исполнять их. Ведь Вас ждет заслуженная награда! Понятно, что приз должен быть эквивалентен заданию (отдых в Альпах – это слишком долго, надо закрепить победу здесь и сейчас!).